пятница, 18 сентября 2015 г.

Волох: Специалиста уровня Тищенко для поиска и возвращения украденных активов в Украине не найдется

Меньше всего мне когда-либо хотелось быть адвокатом Лены. Да она меня об этом и не просила. Просила когда-то помочь начать нормально работать, ибо блокировали ее везде – и собственно в МВД, и в прокуратуре, и в прочих смежных органах, а беспрерывное мочилово в медиа лишало надежды, что это сопротивление ей удастся преодолеть. На всякий случай сообщу, что она мне не сестра и не любовница, а также мы никогда и словом не перемолвились о возможности совместно заработать – не только на взятках и откатах, как это делают правоохранители, но и просто каком-либо в бизнесе, которым, впрочем, никто из нас давно не занимается.
Все, что она объясняла или предлагала, всегда было предельно просто и вообще не содержало коррупционных рисков: найти – арестовать – вернуть в бюджет. Никаких промежуточных компаний, комиссионных или возможностей заработать на активе. По крайней мере, моих познаний в этом вопросе для вывода о возможных коррупционных схемах не хватило.

Довольно скоро после начала нашего «сотрудничества» мне начали поступать звонки: «Зачем ты легализуешь мошенницу?». Я отвечал, что увиденных мною в сети материалов для такого вывода недостаточно – дайте новые. Ну, не информации же от русских следователей из «списка Магнитского» доверять? Тогда собеседники стали кивать на посольство США и закрытую информацию оттуда. Я сел в засаду и решил подсобрать инфы.

Но тут, как по заказу, Лена поехала в Штаты. И там ее принимали в Госказначействе, ФБР, финмониторинге Мирового банка и прочих органах, считающихся святая святых борьбы с незаконными активами и их отмыванием. Кто осознает, что это за организации, легко поймет: имей она серьезные репутационные проблемы, ее бы туда на порог не пустили, тем более, что она – чиновница из Украины, страны с почти эталонной коррупцией.

После возвращения мы стали пытаться отработать механизм направления в бюджет гигантских сумм, арестованных в Украине полтора года назад замгенпрокурора Баганцом, и арест которых даже не оспаривался. Речь шла о механизме спецконфискации, который европейцы сумели «впихнуть» нам в КПК два года назад. Мы отстояли позицию в Высшем спецсуде, и те даже согласились дать разъяснение о применении этой нормы. С этим удалось убедить и достаточно консервативное руководство МВД (профессиональное, не министра). Поначалу поддержала и Генпрокуратура. Но поскольку для примененияспецконфискации по нынешнему КПК требуется закрытие дела, то, в итоге, прокуроры отказались – мол, закрывать дела противклименков-арбузовых общество не позволит. Но можно подготовить новый закон и решить проблему по-иному. Так появился первоначальный вариант закона оспецконфискации, который, лихорадочно ночью доработанный в Минюсте, стал наутро законом Черновол-Барны, точнее, его первым вариантом, который будет заменен на второй.

Не буду рассказывать всех перипетий и злоключений этого закона, но в последние десять дней защита грубо попранных прав Януковича и его команды, препятствование брутальному отъему их имущества «злодейской хунтой» вдруг стали главными приоритетами целого ряда СМИ, журналистов и экспертов. Одновременно, как и положено, были усилены личные нападки на авторов и разработчиков закона, в особенности, Тищенко. В результате, она предпочла подать в отставку.

Что вам сказать по этому поводу? Думаю, Тищенко реально лучший специалист по поиску и возвращению украденных активов в Украине. Да, она явно сама в прошлом разрабатывала для своих клиентов, особенно небезызвестного казахского банкира, разного рода схемы вывода и отмывания денег. Именно потому она так эффективна и действует столь безошибочна. Но ведь и работу эту выпускник семинарии или института благородных девиц нормально не выполнит – просто не будет знать, где и что искать. Да и коррумпировать ее, в отличие от большинства коллег-следователей и прокуроров, было бы не просто – амбиции человека лежат явно в другой сфере.

Цифра возврата украденных активов за последние полтора года смехотворна – кажется, речь о восьми тысячах гривен. Из десятков миллиардов долларов украденного. Нет сомнений, что и дальше ничего не изменится. Готов побиться об заклад с кем угодно, что без механизма спецконфискации (в нынешнем ли виде или расширенном – как в новом законопроекте) все арестованные ранее в Украине активы вернутся через некоторое время их «законным» хозяевам, а те, до которых дотянулись зарубежные правоохранители, останутся у них. 
Думаю также, что специалиста уровня Тищенко для этой работы в Украине не найдется. Так что, портновы-клименки могут начинать праздновать победу.
Карл ВОЛОХ

Комментариев нет: