Армянский протест явно застал врасплох не только власть в Ереване, но и российских журналистов. Сегодня коллеги разделились на два лагеря. Первые, работающие на фронте информационной войны с Украиной, сравнивают армянский протест с Майданом и даже «подправили» на одной из фотографий флаг Армении, перекрасив его в украинские цвета. Вторые, благоразумные, доказывают, что сравнение армянского и украинского протеста некорректно — прежде всего потому, что армянский протест не проходит под «антироссийскими лозунгами». А вот украинский…
Это благоразумие сродни безумию. Российская пропаганда, кажется, стала уже до такой степени всепроникающей, что ей не могут противиться даже пытающиеся сохранить объективность люди. Именно поэтому приходится напомнить им о простом факте: украинский протест тоже не был антироссийским. И не проходил под «антироссийскими лозунгами». Он начался с требования вернуться к политике европейской интеграции. Эта политика проводилась президентом Виктором Януковичем и правительством Николая Азарова, которых в Москве не упрекали в «антироссийскости». Никаких антироссийских лозунгов на Майдане — ни до избиения студентов сотрудниками спецподразделений, ни после этого — не было и быть не могло.
Конечно, при желании можно объявить антироссийским все что угодно — хотя бы портрет Степана Бандеры и флаги УПА. Однако рядом с этими атрибутами на Майдане практически во время всех митингов «мирного» периода присутствовали государственные флаги Российской Федерации, которые приносили с собой как наши гости из различных регионов соседней страны, так и сами украинцы. Выступления россиян со сцены Майдана всегда встречались с неизменным энтузиазмом. Я сам несколько раз выступал со сцены со словами уважения к народам России, выражал надежду, что рано или поздно демократическая Украина и демократическая Россия встретятся в Европе.
Кстати говоря, одно из этих выступлений было незапланированным. В этот день в Киев прибыли американские сенаторы Джон Маккейн и Крис Мерфи, которые выступили на вече. На этом же митинге должен был выступать Борис Немцов — и это было не случайно, потому что Совет Всеукраинского объединения Майдан был уверен в необходимости предоставления слова как нашим друзьям из Соединенных Штатов, так и нашим друзьям из России. Но Немцова не пустили в Украину по распоряжению Виктора Януковича. И тогда организаторы митинга попросили меня обратиться со сцены к россиянам с призывам поддержать украинцев в их стремлении отстоять свое право на выбор будущего страны. Конечно, заменить речь Немцова это выступление не могло. Но сам подход еще раз показывает, насколько «антироссийским» был Майдан. Когда я выступал со словами, обращенными к россиянам, я видел перед собой флаги своей страны — и флаги России. И это казалось совершенно естественным — и мне, и всем сотням тысяч людей, собравшимся на центральной площади Киева.
Так что антироссийские настроения в Украине разжег не Майдан. Их разжег Владимир Путин со своими приближенными и пропагандистами. Поддержка бандитского режима Януковича (даже после того как начались массовые расстрелы протестующих), оккупация Крыма, изнасилование Донбасса, оскорбление соседней страны и ее граждан — все это безусловно предопределило нынешнее отношение к Российскому государству и сторонникам безумия — хотя к тем, кому стыдно за Россию, украинцы до сих пор относятся с уважением и сочувствием. Но при чем же тут Майдан?
Если кто-то думает, что Армения «обречена» на пророссийскую позицию, он серьезно ошибается. В конце 80-х вызов союзному центру бросила именно Армения — и «пророссийскостью» там и не пахло. Зато одним из главных союзников Кремля было тогдашнее руководство Азербайджана. Российскому руководству достаточно сделать несколько привычных ошибок, чтобы страна, которая кажется «обреченной» на союзничество, стала воспринимать Россию так, как ее воспринимают сегодня в Украине, — как предательницу.
И мне почему-то кажется, что Кремлю этих ошибок не избежать. Тем более что они уже делаются — в этом я как раз согласен с теми российскими журналистами, которые призывают не сравнивать армянский протест с Майданом и не объявлять еще один народ коллективным американским наймитом. Но у кремлевских случайностей нет и не может быть никакого другого объяснения народному гневу — даже когда в их ворота ворвется собственный Майдан, они будут верить, что это не русский протест, а американский заговор.
Виталий Портников
Комментариев нет:
Отправить комментарий