среда, 16 марта 2016 г.

ПЕРЕЧЕРКНУЛ НЕ ФИЛЬМ, А СЕБЯ

Владимир Бортко.

Режиссер снял прекрасный фильм по великолепной повести Булгакова. Снял его с блистательными и даже гениальными актерами. Этот фильм, безусловно, вошел в золотой фонд кинематографа.
Своей нынешней речью В. Бортко не перечеркнул великий фильм. Он перечеркнул себя. Уничтожил свою репутацию. ( 
https://youtu.be/cXROthoBqno )
Многие задаются вопросом: что происходит с нашими актерами, режиссерами, поэтами, художниками? Почему они вдруг совершают развороты и демарши? Что ими движет? Конъюнктура? Желание выслужиться, лизнуть и получить преференции да контракты? А, может, их перевербовали? Пригласили в кабинет, положили перед глазами Досье и зачитали пару срамных страниц?..
Например, к Сличенко у меня нет претензий. Николай Алексеевич всегда был сервилен. Он служил при любой власти. А его театр, по слухам, на весьма нехорошем счету у ФСКН – уж ему ли не служить Лубянке и Путину? Ему ли не сидеть под “крышей” Кремля? Так что здесь как раз все логично.
Но – Хазанов! С ним-то что? Но Гафт!.. Теперь вот – Бортко…
“Не сотвори себе кумира”, – сказано в Писании. Вот и не надо их творить и – тем более – поклоняться. Они все – люди. Даже больше: они – советские люди, до сих пор живущие советскими представлениями о мироздании.

Не советские (их называли антисоветчиками и диссидентами) выдавливались из нашей страны. Так было с Галичем, с Бродским и Довлатовым, с тем же Тарковским. Высоцкий – хоть и не успел уехать – все же был привечаем советскими властями, его “уважали в КГБ”, и сам Брежнев слушал “хриплые пленочки”… 

Наверное, из-за феноменальной народности. Не деревенско-есенинской, а романсово-городской…

Наше время давно стало графичным, упразднив полутона компромиссов. Ты либо с властью, либо – категорически против нее. Нельзя играть по ее правилам, нельзя сотрудничать и собеседовать с ней, и даже если она в чем-то права – нельзя с ней соглашаться, потому что даже в зримой правоте она преследует скрытые дьявольские цели.

Просто еще один художник перестал для меня существовать. Таких потерь уже не избежать: слишком четко в моей стране оформился фашизм, и решение надо принимать каждому, и немедленно. Либо ты – с ними, либо – против них.

Черное или белое.
Осуждать Бортко – не моего ума дело. Я могу только искренне огорчаться и констатировать: еще один художник совершил гражданское и творческое самоубийство. И – забыть его живое имя. Без запрета на повторный просмотр гениального “Собачьего сердца“.

Александр Сотник

Комментариев нет: