суббота, 25 июля 2015 г.

Больше никаких полумер. Tornike Sharashenidze, Saakashvili in Odessa – no half-measures this time.



Саакашвили – это человек, который скорее предпочел бы быть номером один в Одессе, чем номером два в Украине. В Одессе он чувствует себя значительно комфортнее, чем чувствовал себя в Киеве

В августе 2008 года министр иностранных дел России Сєрґей Лавров заявил: «США должны сейчас сделать выбор: сотрудничать с Россией или с политическим трупом Саакашвили».

Лавров был не единственным, кто считал, что экс-президент Грузии Михеил Саакашвили завершил карьеру после августовской войны за Южную Осетию. Считалось, что он, скорее всего, не переживет поражения, и его, скорее всего, рано или поздно повалит грузинская оппозиция. Это стало одной из причин, почему российские войска не пошли на Тбилиси. Ожидалось, что грузины порешат его сами.

2012 года Саакашвили снова высмеяли его противники. На этот раз после унизительного поражения его партии на парламентских выборах. Он, несомненно, стал политическим трупом. Однако только за два года труп ожил – теперь в Украине – как новоназначенный губернатор Одесской области, чем поразил своих друзей и недругов.

Так что следует ожидать от Саакашвили в Одессе?

Саакашвили – это человек, который скорее предпочел бы быть номером один в Одессе, чем номером два в Украине. В Одессе он чувствует себя значительно комфортнее, чем чувствовал себя в Киеве. Теперь он является хозяином богатого и стратегически важного региона. Если ему удастся реформировать Одессу, это может стать примером для всей Украины. Но сможет ли он это сделать? Он имеет хорошие шансы на успех, по крайней мере на ранних стадиях. И именно потому, что в Одессе он будет действовать решительнее, чем в Грузии.

Он многому научился со своего грузинского опыта или, скорее, сделал из него свои выводы.

В Грузии он хорошо начал, но позже споткнулся. Его реформы стоили немало: кто-то потерял работу, кто-то попал в тюрьму, некоторым просто не нравилось стремление Саакашвили к модернизации, однако реформатор, похоже, не понимал этого. Как следствие, в ноябре 2007 года десятки тысяч грузин объединились против Саакашвили. Их разогнали силой, а на телеканал, который их поддерживал, был совершен полицейский рейд. Западные друзья Грузии были шокированы, и Саакашвили пришлось уйти в отставку. На президентских выборах он снова победил, но на этот раз жизнь оказалась сложнее. С тех пор он вынужден был балансировать между демократом и реформатором. А что он не был демократом (или по крайней мере казался таким), то рисковал потерять поддержку Запада. Поэтому ему пришлось мириться со своими критиками, политической оппозицией и нападами газет. Даже больше, он должен был смириться с Бидзиной Иванишвили, когда тот открыто бросил ему вызов 2011 года (и в конце 2012 года победил его).

Саакашвили считает, что ему не удалось закончить то, что он начал в Грузии. Возможно, он думает, что в этом была и его вина, потому что он был слишком терпим и позволял своим оппонентам вмешиваться и критиковать его. Многие из его поклонников до сих пор не можгут понять, почему он не арестовал некоторых открыто пророссийских политиков. Это тоже свидетельствует о сложной эквилибристики Саакашвили. Возможно, он боялся, что его назовут диктатором, а потому избегал арестов, однако его противники все равно так его назвали. Он, конечно, преследовал оппозицию, но никогда не уничтожал ее.

Именно поэтому в Одессе он станет еще решительнее. Здесь уже не будет балансировки и полумер. Здесь он будет действовать по-своему и стараться делать это как можно быстрее. Он уже в состоянии войны с криминальными авторитетами и коррумпированными чиновниками, а победа над олигархами будет одним из его основных приоритетов (незабываемый урок грузинской политики). В Грузии он добился успеха как реформатор и проиграл как демократ. В Одессе он должен снискать успех только как реформатор. Украинцы нуждаются в модернизации. Их достала коррупция и плохое руководство, поэтому демократия может подождать.

Вот почему он может достичь успеха на ранних стадиях. Однажды он уже сделал это в Грузии. Он хорошо знает Украину, потому что студентом учился там, и он лучше большинства западных советников. Правда, есть и риск: учитывая развязанные руки в Одессе, его решительность быстро и радикально изменить ситуацию может сделать его еще безжалостнее, чем в Грузии. И, к сожалению, Украина, которая страдает от конфликта и остро нуждается в реформах, не может позволить себе роскошь прятаться от рисков.

Встает непростой вопрос: что же будет дальше? Даже если Саакашвили добьется успеха в Одессе, подавая пример всей стране, непонятно, что будет с ним или с Украиной. Станет ли он, в конце концов, образцовым демократом? Во многих смыслах Саакашвили является архетипным реформатором – продуктом демократического перехода, но не демократии.

Однако сегодня реальная проблема заключается в том, чтобы запустить процессы в Украине. Одесситы и украинцы должны помнить, что Саакашвили хорошо удается запускать процессы. А когда это произойдет, то отдельные люди и руководители должны понемногу уступить сильным государственным институтам. Украинцам не мешало бы иметь это в виду.

Комментариев нет: