22 августа 1963 года пристегнутый ремнями Уокер находился в кокпите X-15 - экспериментального самолета-ракетоплана. Это был завершающий полет в рамках программы испытаний.
Взлетел X-15 не сам: с летной полосы авиабазы "Эдвардс" в южной Калифорнии этот остроносый летательный аппарат поднялся, будучи подвешенным под крылом стратегического бомбардировщика B-52. На высоте в 15 с лишним километров X-15 отцепился от самолета-носителя, Уокер запустил двигатель и продолжил набор высоты.
Через две минуты, когда закончилось топливо, он летел со скоростью в 1,7 км в секунду, а небо за бортом из синего превратилось в черное.
Еще через две минуты Уокер поднялся на высоту 108 км, покинув земную атмосферу. Он пилотировал уже не самолет, а космический корабль.
Затем летчик спланировал к земле на сверхзвуковой скорости. Через 11 минут 8 секунд после расцепления с носителем X-15 мягко приземлился на дно высохшего озера.
Несмотря на то, что в полете Уокер превысил отметку высоты в 100 км, официально считающуюся границей космоса, на земле его не встречали фанфарами и даже не удостоили звания астронавта.
Для летчика-испытателя это был рутинный рабочий день: на борту одноместного ракетоплана X-15 он расширял границы возможного.
"X-15 был чрезвычайно важным для дальнейшего освоения космоса, - говорит Мишель Эванс, автор книги об истории этого летательного аппарата. - Без него не было бы программы "Спейс Шаттл", а сама концепция воздушного старта теперь реализована в конструкции суборбитального корабля компании Virgin Galactic".
X-15 использовался также для испытаний, связанных с возвращением из космоса в земную атмосферу, а в ракетах "Сатурн-5", участвовавших в американской пилотируемой лунной программе, применялась система ориентации, впервые опробованная именно на X-15.
Всего было построено три экземпляра X-15, которые в совокупности совершили 199 полетов.
После того как программу закрыли в 1968 году, два аппарата передали на хранение в музеи. Один из двух модифицированных бомбардировщиков B-52, использовавшихся в качестве самолетов-носителей, сейчас экспонируется на авиабазе Эдвардс, а второй находится на реставрации.
"Сейчас мы снимаем с самолета старый слой краски, чтобы осмотреть планер на предмет коррозии", - говорит Джеймс Стемм, заведующий по коллекциям и восстановлению летательных аппаратов аэрокосмического музея Пима в Тусоне, штат Аризона.
Мы стоим на бетонном перроне у реставрационного ангара. Над нами высится восьмидвигательный дальний бомбардировщик, третий из построенных экземпляров B-52 Stratofortress и самый старый из сохранившихся.
Упругие струи воды бьют по поверхности самолета, сдирая с него краску и обнажая металл фюзеляжа. До сих пор к этому B-52 никто не притрагивался с момента последнего полета в 1969 г.
"Бомбардировщики B-52 изначально несли под крылом ракеты или бомбы, - говорит Стемм. - НАСА модифицировало этот экземпляр, чтобы можно было разместить под ним гораздо более крупный груз - X-15".
Переоборудование B-52 заключалось в том, что из нижней поверхности левого полукрыла вырезали кусок обшивки и заменили специально сконструированной подвесной системой.
"Конструкция крыла оказалась очень удачной - несмотря на то, что из него был изъят значительный по площади участок обшивки, это не сказалось на летных характеристиках самолета", - говорит Стемм.
Кроме необычной подвесной системы под крылом этот модифицированный B-52 (известный под обозначением NB-52A) отличает необычная маркировка на фюзеляже.
Там, где у некоторых боевых машин красуются значки за каждый сбитый самолет противника или за каждое бомбометание, у этого на борту нанесены силуэты X-15 - по одному на каждый из 80 выполненных им испытательных полетов.
У некоторых силуэтов нос задран вверх - это были высотные испытания, в отличие от испытаний на максимальную скорость, которые обозначены силуэтами X-15 в горизонтальном полете.
У нескольких значков нос опущен вниз в знак того, что испытание закончилось неудачно. В одном из таких полетов, в 1967 году, погиб летчик-испытатель Майк Адамс, самолет которого вошел в гиперзвуковой штопор и развалился при входе в атмосферу.
А в 1962 году другой летчик, Джек Маккей, сломал позвоночник.
"Маккей снижался очень быстро, - рассказывает Эванс. - Возникли проблемы с гидравликой, в результате чего он не смог выпустить закрылки, поэтому самолет перевернулся в момент приземления".
Фонарь кабины к тому моменту уже отстрелился, и весь вес аппарата пришелся на шлем летчика. Хотя Маккей и выжил, он испытывал страшные боли до конца жизни. Скончался летчик в 1975 году.
"Когда твоя работа заключается в том, чтобы превышать рекорд скорости вдвое, а рекорд высотности - втрое, разумеется, определенный риск неизбежен", - отмечает Эванс.
"Если задуматься, 12 летчиков выполнили в совокупности 199 полетов. В целом, учитывая количество безаварийных посадок, программа была очень успешной".
Среди испытателей, участвовавших в программе X-15, были Нил Армстронг, первым ступивший на поверхность Луны, и астронавт Джо Энгл.
В 1981 г. Энгл стал единственным человеком в истории, которому довелось вручную пилотировать Спейс Шаттл при снижении с орбиты - со скорости в 25 М (т. е. в 25 раз выше скорости звука) до мягкой посадки на авиабазе "Эдвардс".
При этом астронавт использовал метод, который в свое время помогал разработать в рамках программы X-15. Энгл - единственный из до сих пор живущих летчиков-испытателей X-15, эта профессия очень сильно изнашивает организм.
Самолеты B-52, при помощи которых эти 12 смельчаков отправлялись в полеты, уже никогда не поднимутся в воздух, но Стемм рассчитывает, что после восстановления бомбардировщик в музее Пима сохранится на долгие годы.
"Мы покрасим его соответствующим образом, и он будет выглядеть точно так же, как тогда, когда участвовал в программе X-15. Наша цель - сохранить его на ближайшие 100 лет".
Спустя почти полвека после последнего полета ракетоплана X-15 опыт этой программы сегодня актуален как никогда прежде. Компании Virgin Galactic и Xcor сейчас разрабатывают космические корабли нового поколения, а фирма Stratolaunch готовится запускать ракеты с борта гигантских самолетов - будущее технологий, впервые опробованных на X-15, выглядит многообещающим.
Что же до летчика-рекордсмена Джозефа Уокера, то он погиб в авиакатастрофе в 1966 году. НАСА присвоило ему звание астронавта лишь в 2005 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий