12.11.2016, 10:02
Анастасия Миронова об эволюции советского быта на телевидении
Уже неделю кряду читаю о том, как здорово, что по Первому каналу показали фильм про цензуру, лагеря и вездесущее КГБ. «Таинственная страсть». Кто-то даже высмотрел в глазах Константина Эрнста оттепель.
Бросьте эти интеллигентские заклинания. Никакой оттепели на Первом канале нет. Есть хорошо закамуфлированная тенденция облагораживать Союз.
Год за годом СССР на телеэкранах становится все краше. Бытовая неустроенность постепенно вытесняется из кадра, ее сменяют мелкие штрихи, которые в целом создают иллюзию советского благополучия.
Возьмем для первого примера эту самую «Таинственную страсть». Вроде бы и лагеря там вспоминают, и выставку громят, и стукачи повсюду. Партийные работники через Кремль мстят неверным женам, в шахматиста стреляют на границе, больного старика физика забирают из больницы, чтобы тот закончил работу по запуску космического корабля. Но так эта страшная реальность изображена, так в ней все красиво, благоустроено, чисто, что хочется уже бросить наш бренный мир с его проблемами и хоть на недельку рвануть туда, в прекрасное прошлое.
И именно в этой чистоте, опрятности, воздушности и есть главная пропагандистская сила фильма — он романтизирует Советы...
Роман Василия Аксенова высмеивал и оплакивал жизнь шестидесятников. А фильм Влада Фурмана, утверждая тенденцию последних лет, ее облагораживает.
Гламурный «совок», обаятельный КГБ, чарующий уголовный розыск, море шампанского, горы дорогой посуды, чемоданы французских кофточек. Кто старается создавать для нас новую память о прошлом? Народный спрос или указание сверху? Эти вопросы год за годом волнуют меня все больше. Я очень хочу знать, кто в нашей стране утверждает моду на тоталитаризм.
Подписаться
Лента новостей
НИЧЕГО ТАИНСТВЕННОГО
Коротко и, кажется, несколько под углом к мейнстриму, выскажусь о сериале "Таинственная страсть", - который я не смотрел, как тот хрестоматийный бульдозерист не читал Пастернака.
То есть, я увидел несколько сцен - и мне их вполне хватило, чтобы понять, что дальше я смотреть, пожалуй, не буду. Чулпан прекрасна, и не она одна (много симпатичных актерских работ в этом кино), но я решил поберечь свои нервы и представления о временах и прототипах…
И при этом, в отличие от того бульдозериста, - мне нравится сериал, показанный на Первом канале!
И при этом, в отличие от того бульдозериста, - мне нравится сериал, показанный на Первом канале!
Десятки миллионов совершенно невинных людей узнали в эти дни, допустим, о существовании Беллы Ахмадулиной, - это же чудесно, братцы!
Да, о ней и ее товарищах («а я люблю товарищей моих…») телезрители, вскормленные на Малахове и Петре Толстом, узнали из сериала, взбитого на многочисленных постелях и политической двусмыслице, - а вы чего хотели в прайм-тайм на Первом канале?
Апологии свободы? Надежд и отчаяния? Волшебства возвращенного времени, как в фильмах Германа? Острой жалости о короткой оттепели, которой не успели надышаться наши родители? - оттепели, символом и двигателем которой были автор романа и его друзья, в одночасье превратившиеся в сериальных, во всех смыслах, любовников…
Тут интересный вопрос в принципе.
В пьесе Вампилова «Провинциальные анекдоты» скрипач Базильский в ужасе реагирует на шутливую угрозу двух алкашей прийти к нему на концерт: «Сто лет не ходили и еще сто лет не ходите!»
Его ужас можно понять, и все-таки…
В пьесе Вампилова «Провинциальные анекдоты» скрипач Базильский в ужасе реагирует на шутливую угрозу двух алкашей прийти к нему на концерт: «Сто лет не ходили и еще сто лет не ходите!»
Его ужас можно понять, и все-таки…
Если заведомо невозможно совместить алкашей и филармонию, дух «шестидесятничества» и амбре путинских поздних времен, - следует ли радоваться как компромиссу посильному и вполне симпатично сделанному ширпотребу?
Скрипач Базильский на этот счет был совершенно непреклонен, и я его страшно за это уважаю. Да, в общем, и сам такой.
Но вот - Ванесса Мей, идя навстречу пожеланиям трудящихся, исполняет нечто, больше похожее на цирковой номер, и миллионы людей слышат Баха.
Да, вот такого Баха.
Что это? «Ужас-ужас» или популяризация?
И то, и другое, конечно.
Вот такой Бах у Ванессы Мей. Вот такие «шестидесятники» на Первом канале. И на здоровье, я считаю!
Да, вот такого Баха.
Что это? «Ужас-ужас» или популяризация?
И то, и другое, конечно.
Вот такой Бах у Ванессы Мей. Вот такие «шестидесятники» на Первом канале. И на здоровье, я считаю!
Ванесса Мей играет не для тех, кто отличает Когана от Ойстраха по вибрации - эти близко не подойдут к ее стадиону. Сериал «Таинственная страсть» снят не для тех, кто с детских лет, близко к тексту, знает рассказ Аксенова «Победа»… «Осень в Сигулде», «Казанский университет»… Не для тех, кто с рождения дышал этим воздухом, в ком отзывается десятками строчек певучий голос Беллы Ахатовны… И кто теперь валяется в обмороке возмущения по окраинам фейсбука.
Зря валяется.
Не для нас это, братцы. Ну вот, просто, не для нас товар, и все. Не подходите вы к этому отделу, и все дела. Что за мазохизм?
Да и фиг с ней, вообще, с этой оттепелью между двумя ледниковыми периодами, с ее надеждами и смертной тоской, с придушенным глотком свободы... Гораздо интереснее, кто с кем спал, особенно если обсудить это потом с оставшимися в живых мужьями и женами.
Не для нас это, братцы. Ну вот, просто, не для нас товар, и все. Не подходите вы к этому отделу, и все дела. Что за мазохизм?
Да и фиг с ней, вообще, с этой оттепелью между двумя ледниковыми периодами, с ее надеждами и смертной тоской, с придушенным глотком свободы... Гораздо интереснее, кто с кем спал, особенно если обсудить это потом с оставшимися в живых мужьями и женами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий