Бывшие украинские чиновники, перешедшие в Крыму на сторону России, делятся на два типа: прожженные циники и наивные идиоты. Впрочем, искренность вторых вряд ли может служить оправданием.
Интервью Натальи Поклонской журналисту «Новой газеты» Павлу Каныгину – более чем показательно. Так называемая прокурор Крыма, которая готовится стать депутатом Госдумы, долго откровенничала об украинских настроениях, крымских расправах с несогласными и собственных присягах. И по мере того, как читаешь ее ответы, убеждаешься в том, насколько цельный у нее образ.
Наверное, именно так выглядят люди без ориентиров: пытаются адаптироваться к среде, влиться в нее, учатся говорить правильные, с точки зрения конъюнктуры, вещи. Поклонская не знает историю акции «Бессмертный полк» – и ей невдомек, что икона Николая Второго смотрится на нем карикатурно. Она не готова говорить о собственных взглядах, когда о них спрашивает журналист, – и пытается сбежать от ответа на вопрос о том, «монархист» ли она. Ее откровения насчет депутатской работы и вовсе похожи на публичную присягу: в какой-то момент кажется, что она воспринимает интервью всего лишь как способ подтвердить на всю Россию собственную лояльность.
Наталья Поклонская принадлежит к той когорте крымских чиновников, которые привыкли себя оправдывать тем, что Украины больше нет, что страна, которой они присягали, – закончилась после бегства Януковича
И хочется в этот момент думать о том, что Наталья Поклонская понимает двусмысленность собственного существования. Что где-то глубоко внутри она помнит о том, что предала присягу, принесенную Украине. И что теперь она всего лишь пытается артикулировать свою преданность новому феодалу. Но вряд ли.
Потому что для этого нужна хоть какая-то привычка к критическому мышлению. А Наталья Поклонская принадлежит к той когорте крымских чиновников, которые привыкли себя оправдывать тем, что Украины больше нет, что страна, которой они присягали, – закончилась после бегства Януковича, а потому они свободны от обязательств. И не пытайтесь что бы то ни было им доказать – эти люди искренне считают все вокруг божьей росой.
Для них критика власти – недопустима. Строительство часовен – признак развития. Мыслепреступления – предмет для уголовного разбирательства. Наверное, примерно с таким же рвением люди писали на соседей доносы, уверовав в собственную непогрешимость. Их кругозор ограничивается турпутевкой в Арабские Эмираты. Эстетическое чувство – иконой. Представление о том, как устроен мир, – наблюдением за повадками в самой России.
Собственно, это история про ту самую бабушку, которая в простодушном религиозном усердии подбрасывает в костер вязанку хвороста. Проблема только в том, что в прошлый раз на этом костре сжигали Яна Гуса. А теперь медленно поджаривают всех несогласных на полуострове. «Святая простота» – убийственность этого явления не ослабевает с годами.
Наталья Поклонская искренне пыталась сделать из своего интервью проповедь. И бессмысленно ей объяснять, что в итоге у нее получилась исповедь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий