Валерия Новодворская
Два года назад, 12 июля 2014 года, ушла из жизни Валерия Новодворская. Среди многочисленных утрат того страшного года – скоропостижная и странная ее смерть стоит особняком, а боль от потери человека с большой буквы, искреннего и честного, со временем лишь усиливается...
Новодворская родилась 17 мая 1950 года в интеллигентной семье матери-врача и отца-инженера. До девяти лет Лера прожила у бабушки в Белоруссии, а затем вернулась в Москву. В 1968 году она окончила среднюю школу с серебряной медалью и поступила в Московский институт иностранных языков имениМориса Тореза.
Школьница Лера Новодворская
5 декабря 1969 года в Кремлевском дворце съездов Валерия распространила листовки со стихотворением собственного сочинения «Спасибо, партия, тебе!», тут же была арестована по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде (листовка была направлена против ввода советских войск в Чехословакию). Ее поместили в одиночную камеру Лефортовской тюрьмы КГБ.
С июня 1970 по февраль 1972 года девушка находилась на принудительном лечении в Казанской спецпсихбольнице с диагнозом «вялотекущая шизофрения, параноидальное развитие личности». Выйдя на свободу, Валерия продолжила диссидентскую деятельность, занималась распространением самиздата. Она работала педагогом в детском санатории, а затем до 1990 года переводчицей медицинской литературы 2-го Московского мединститута.
В октябре 1978 года Новодворская стала одним из учредителей «Свободного межпрофессионального объединения трудящихся» (СМОТ). Ее по-прежнему преследовали – вызывали на допросы по делу СМОТ, на квартире у нее проводили обыски, она помещалась в психиатрические больницы. В 1978, 1985, 1986 годах Новодворскую судили за диссидентскую деятельность.
В мае 1988 года она участвовала в создании партии «Демократический Союз» (ДС); была организатором ряда несанкционированных митингов. В конце 1992 года Новодворская и часть членов ДС создали организацию «Демократический союз России».
Валерия Новодворская всю жизнь придерживалась демократических и антикоммунистических взглядов. В этом она была последовательна и принципиальна, и это раздражало многих из тех, кто менял свои политические принципы в зависимости от «злобы дня». Она выступала против ввода российской армии в Чечню во время чеченских войн, против вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году (в этой войне она была на стороне Грузии). Новодворская решительно поддерживала Евромайдан и курс Украины на вступление в Евросоюз.
Новодворская подвергла резкой критике Россию за ее внешнюю политику по отношению к Украине
18 марта 2014 года в заявлении Центрального Координационного Совета «Демократический Союз» Новодворская подвергла резкой критике Россию за ее внешнюю политику по отношению к Украине. ДС не признал прошедший референдум в Крыму и последовавшее за ним присоединение полуострова к России. Новодворская заявила о начале войны между Россией и Украиной, и в этом противостоянии выступила на стороне Украины…
Десять лет назад я познакомилась с ней в Москве во время пресс-конференции по случаю выхода новой книги ее друга, политика и писателя Константина Борового «Анекдоты. Владимир Владимирович.Com». Валерия Ильинична присутствовала на пресс-конференции на правах «музы» (по выражению автора) и вдохновительницы книги.
Пресс-конференция в Независимом пресс-центре. Москва, 2006 год
Пока Константин Натанович давал интервью тележурналистам, я побеседовала с Валерией Новодворской о ее видении ситуации в Крыму и о крымскотатарской проблеме. Мы говорили долго, вот лишь несколько тезисов той беседы.
Новодворская считала, что «у крымских татар очень хорошие перспективы – уже хотя бы потому, что они не живут в России. Слава Богу – отрезанный ломоть! Незалежна Украина, Оранжевая демократия, хорошие добрые люди… Они признают факт геноцида. Мировая общественность тоже может признать. Но Россия – НИКОГДА! Здесь перспектив нет – потому что Россия по уши в геноциде. Россия не готова признать свои ошибки, она продолжает делать новые... И извинений крымские татары от России никогда не дождутся».
«Мустафа Джемилев – мудрый человек»
Валерия Ильинична с огромным уважением отзывалась о Мустафе Джемилеве. Она вспомнила события начала 1990-х, когда в эпоху распада СССР Джемилев выступил в поддержку того, чтобы Крым был украинским.
«Мустафа Джемилев – настоящий диссидент и очень мудрый человек. Когда крымские татары в лице своего лидера после распада Союза высказались за то, чтобы Крым остался украинским, они совершенно правильно поступили. Только в рамках Украины крымским татарам гарантированы человеческие права и возможность на полуострове, который они когда-то превратили в сад, строить свой маленький «остров Крым» – по Аксенову. Если бы не это решение, сейчас в Крыму был бы филиал того же концлагеря, что мы имеем во всех местах России… Разные варианты концлагеря, в котором узники иногда конвоированы, иногда нет… Такая, знаете ли, «маленькая» зона размером с Россию. К сожалению, это стиль жизни такой – даже олигархи на зоне оказались».
Незадолго до нашей беседы с Новодворской, в 2005 году, крымскотатарские активисты, поддержанные представителями российской и украинской демократической общественности, воспрепятствовали установке памятника «большой тройке» – Сталину, Рузвельту, Черчиллю – в Крыму. Этот факт Валерия Ильинична оценила как настоящее «достижение человечества».
«Крымскотатарский народ не позволил устроить в Крыму «выставку» статуи Сталина. Видите, на что способен свободный народ. Он может не позволить совершить надругательство над памятью жертв сталинизма; он способен изменить течение истории». Валерия Ильинична считала тогда, что «в Крыму будет хорошо, и будет действительно в какой-то степени то, что описал Василий Аксенов в «Острове Крым».
«Скажите «спасибо» за это России и лично товарищу Лужкову – он постоянно «трется» о Черноморский флот… Население Крыма вообще не знает, где оно живет, настолько там сильна мощная российская пропаганда. Это излюбленная манера России – всегдашнее поощрение сепаратизма, но не у себя, а на чужих территориях. Такая вот манера: сунуть палку в муравейник и там покрутить. Смотрите, до каких несчастий довели Молдову с Приднестровьем, Грузию с Абхазией и Южной Осетией. Везде, где можно было, создали несчастья для народов, причем как для тех, кто нравится, так и для тех, кто не очень. Стоит ли удивляться сегодняшней политической ситуации в Крыму? Но рано или поздно, все утрясется».
Новое поколение уже не будет ходить с красными флагами. Те, кто на свет появились рабами, вымрут
Валерия Новодворская
«Крым – украинский. Так что украинский язык учить придется… Новое поколение уже не будет ходить с красными флагами. Те, кто на свет появились рабами, вымрут. Даже без пустыни. Походят немного по солончакам – в Крыму их немного есть, походят да и вымрут. Но будущее Крыма связано не с теми динозаврами, которые выжили после советского периода… Их век измерен… Будущее Украины – в Европе».
Таковы были ее размышления десять лет назад…
Уже после событий марта 2014 года в Крыму, Новодворская напишет горькие слова: «Мое поколение в 1968 году не спасло Чехословакию. Ну да, семерка. Ну да, я села в тюрьму в 19 лет, в том числе и за листовки в защиту Чехословакии. Но мы не остановили. И они вернули себе свободу только через 20 лет. Даже 21 год. Сколько чехов и словаков не дожили? Ян Палах не захотел ждать. А если кто-нибудь сделает это в Крыму? И вот через 46 лет мы опять не остановили. А до этого не спасли Чечню и не сумели помешать фактической аннексии Абхазии и Южной Осетии, которая Самачабло... На что же мы годимся и должна ли существовать такая страна? Крым для порядочных людей закрыт – раз Украина его лишилась, значит, и мы не будем пользоваться. А непорядочные пусть съездят и отдохнут без воды, без света и без еды».
Спустя несколько месяцев, 12 июля 2014 года, Валерия Ильинична Новодворская была госпитализирована в реанимацию отделения гнойной хирургии московской клинической больницы № 13, где и скончалась, согласно диагнозу врачей, от инфекционно-токсического шока…
Ее смерть стала огромным потрясением для друзей и единомышленников. Общее настроение очень точно выразил писатель Виктор Шендерович: «Она, среди всей этой двусмысленной гнили, многие годы оставалась невероятным эталоном чести. И поразительной, герценовской силы публицистом. А ее неприятие зла было поистине шекспировской силы... Мы еще просто не в состоянии понять, кто жил среди нас и кого мы потеряли сегодня».
Комментариев нет:
Отправить комментарий