вторник, 4 августа 2015 г.

Бремя ватного человека

Когда российские пограничники летом 2013-го расстреляли в Азовском море катер с украинскими рыбаками — я перебрал в голове всевозможные оправдания. От «проигнорировали требования остановиться» до «слишком резко маневрировали и случайно угодили под предупредительную очередь по курсу». Просто в голове не укладывалось, как это возможно: солдат наводит пулемёт на безоружное судёнышко, и преспокойно отправляет на корм бычкам четверых человек.

Которые, вообще-то, говорят на одном с ним языке, смотрят одни с ним фильмы, и называют детей одними и теми же ласковыми прозвищами.Спустя год всё прояснилось. Оказалось: убить украинца для россиянина — в порядке вещей. Не то, чтобы большинство российских военных были одержимы манией убийства. Просто граждане Украины, с точки зрения россиян — не совсем люди. Так, полуживотные-полудикари, которых, конечно, жалко — но новый «Айфон» всё-таки жальче.

Когда россиянин стреляет в украинца — он чувствует себя примерно как английский джентльмен викторианской эпохи, стреляющий в какого-нибудь зулуса. С точки зрения джентльмена, зулус — не разумное существо, а просто опасная фауна. Однако, поскольку Всевышний наделил его человеческим телом и способностью к речи, то можно попытаться привить дикарю какие-то базовые ценности и сделать из него полезное подружейное существо.

Это и было то самое «Бремя Белого Человека», которое романтизировал Киплинг — великий писатель и не менее великий расист и шовинист. Обучить дикарей объясняться по-английски, носить одежду, мыться и молиться, а самых преданных — ещё и читать, считать до сотни да стрелять из ружья. А если дикарь вдруг не захочет учиться, не уверует в Господа, или, тем паче, поставит под сомнение авторитет Белого Хозяина — что ж, винтовка Пибоди-Мартини быстро разъяснит бунтарю глубину его заблуждений.

Примерно так же рассуждают российские фашисты, благославляя орды кровожадных ублюдков на войну с родственным народом. Не раз и не два сталкивался я с мнением российских обывателей: «Да, хохлы же тупенькие и несчастненькие всё у них не слава Богу; к америкосам захотели — ничего, наши их быстро на место поставят и в стойло загонят». О том, что у «хохлов», внезапно, есть своё государство, законодательство и силовые органы, что «хохлы» имеют какое-то суверенное мнение о происходящем, сами выбирают власть и сами решают, как им жить — российские фашисты не думают вообще. В крайнем случае, отмахнутся: «Та-а-а… Какое там государство? Какие там законы? Так, копошатся, дети неразумные, пока взрослые заняты серьёзными делами». Примерно как англичане думали о каком-нибудь Занзибаре, когда расстреливали султанский дворец из корабельных орудий: «Какое там государство?! Какой там суверенитет!? А ну, пли, парни — насыпем этим чуркам суверенитета по полной!»

Об этом стоит помнить, общаясь с российскими шовинистами (хотя, вообще-то, лучше с ними не общаться вовсе). С их точки зрения, мы — не граждане отдельного, пусть и близкого ментально, культурно и этнически государства, но взбунтовавшиеся унтерменши, которые невесть чего о себе возомнили.

Самое в этом деле печальное вот что. Как бы там ни было, но во времена Киплинга между европейцем и зулусом лежала настоящая пропасть. Даже Индия и Китай с их тысячелетней историей безнадёжно отставали в научно-техническом развитии. Но современный российский «поцреот» считает «недолюдьми» тех, кто ни внешне, ни внутренне практически не отличается от него. В 19-м веке, чтобы тебя записали в «неполноценные», нужно было иметь тёмную кожу, не исповедовать христианство и не знать энергии пара. А в 21-м стало достаточно просто молиться в другой церкви, иметь собственный взгляд на историю Второй Мировой и избирать независимый парламент.

И вот, вооружённые идеями о собственной исключительности, «белые люди» несут нам то, что они называют правдой. Несут на гусеницах Т-72 и стволах «градов». Несут в чемоданах денег, за которые пытаются скупить всё и вся. Несут в лживых телепередачах и газетных статьях — о «великой» России и «убогой» Украине.

Я помню гостей из Москвы в мирном Донецке. Помню их лощёные лица и великолепные костюмы, помню их холодные взгляды и менторский тон. Они приезжали к низшим, они снисходили до «каких-то там хохлов». И находились-таки опущенцы, которые соглашались играть в «колонизатора и негра», и заискивали перед «хозяевами». Я никогда не забуду ковровую дорожку, которую холуи из ДонНУ расстелили прямо по тротуару перед «дорогим гостем» — вице-президентом РАО ЕЭС Андреем Раппопортом. Сегодня большинство этих холуёв целуют седалища новым хоязевам — бородатым и вооружённым.

Пренебрежение и презрение сквозит у россиян буквально повсюду. И когда какой-нибудь российский политик заявляет, что решать донбасскую проблему следует между Россией и США — это ни что иное, как признание украинцев «мебелью» и приглашение заклятых друзей из-за океана к разделу «колониальной территории». Если в российском бульварном чтиве или мусорном сериале появляется официальное лицо из Украины — это обязательно будет убогий алчный человечишка с голодными глазами, готовый продаться за три копейки. «Я порубил зелень, как красный комиссар жителей украинской деревни», — ехидно «юморил» Ваня Ургант. Правильно, Ваня. Украинцы ведь для вас — просто овощи…

Украинское сопротивление стало для российских шовинистов несказанным сюрпризом. 


Целая нация массово не захотела становиться «белыми человеками» и дала вооружённый отпор «цивилизаторам». 

Хотя, в общем-то, удивляться тут нечему, достаточно повнимательней прочесть учебник истории. В конце концов оказалось, что даже дикари-язычники умеют управляться с громовыми палками, а цивилизованнейшие белые господа умеют бесславно умирать. В результате на карте мира возникли десятки новых государств, а Империя, над которой Не Заходит Солнце ужалась до пары островов. 

Россию ждёт похожее будущее. С одной лишь разницей — наступит оно куда быстрее. Потому, что украинцы — не зулусы короля Чаки. И потому, что за нас — действительно цивилизованный мир. Мир, в котором давным-давно перестали делить народы по сортам, и провозгласили всеобщее равенство. 

Мир, до которого нашим соседям, всё ещё несущим киплинговское «бремя ватного человека», расти не один десяток лет.

P.S. Разумеется, речь тут не обо всех россиянах, а о, скажем так, их «национальной элите» и её горячих сторонниках. Немцы тоже далеко не поголовно мечтали сгноить евреев в концлагерях и загнать славян в рабство — но так вышло, что до власти дорвались именно те, кто мыслил подобным образом.

Д.Чикин

Комментариев нет: