Российская авиация совершила в Сирии 934 самолетовылетов, в ходе которых, как утверждает Москва, были уничтожены 819 “террористических” объектов. По замыслу Кремля, это должно было бы обеспечить решающее преимущество наземным силам Асада и его союзникам — правительственной армии, иранскому спецназу и Хезболле.
Как известно, победы и поражения в войнах измеряются числом захваченных зданий, населенных пунктов и высот, однако именно в этом аспекте наступающие силы как минимум находятся в тупике: их масштабный штурм, охвативший Латакию Алеппо, Хомс и Идлиб, натолкнулся на яростное сопротивление противников режима Башара Асада. Один из их представителей, Вассим Саадеддин из города Растан близ провинции Хомс, заявил, что нынешняя ситуация “более чем превосходно складывается в пользу повстанцев”, пишет Financial Times.
“Россия заставляет нас скрываться от авиаударов и открывает тем самым путь для сторонников Асада, которые в результате заступают на территорию, заминированную повстанцами. Они подгоняют танки, однако повстанцы громят их противотанковыми ракетами”, — объяснил активист, с сожалением добавив, что гражданское население платит за такую тактику российско-асадовских войск “страшную цену”.
Оптимисты считают, что отсутствие ощутимых результатов российских бомбардировок и наступления проасадовской армии служит доказательством успеха тактики оппозиции.
При этом многие эксперты полагают, что ресурсы России, направленные на ослабление позиций повстанцев, уже в значительной степени исчерпаны. Москва попросту не имеет ни интересов, ни, главное, возможностей для сухопутной операции в регионе.
Между тем, общепризнанным является тот факт, что кампании, основанные на одних лишь авиаударах, не являются прямыми дорогами к победе. Достаточно вспомнить войну Израиля в 2006 году против Хизболлы в Ливане, которая кончилась безрезультатно, а также авиаудары коалиции по ИГ, которые за один год бомбардировок лишь немного продвинули Вашингтон и его союзников к цели.
При этом многие эксперты полагают, что ресурсы России, направленные на ослабление позиций повстанцев, уже в значительной степени исчерпаны. Москва попросту не имеет ни интересов, ни, главное, возможностей для сухопутной операции в регионе.
Между тем, общепризнанным является тот факт, что кампании, основанные на одних лишь авиаударах, не являются прямыми дорогами к победе. Достаточно вспомнить войну Израиля в 2006 году против Хизболлы в Ливане, которая кончилась безрезультатно, а также авиаудары коалиции по ИГ, которые за один год бомбардировок лишь немного продвинули Вашингтон и его союзников к цели.
Между тем, Эмиль Хокайем, аналитик Международного института стратегических исследований в Бахрейне, заявил, что “эффект от российских бомбардировок наступит не сразу”.
“Повстанцы понесут ущерб не моментально на линии фронта, а позже, когда им понадобятся ныне разбомбленные пункты распределения питания, командные штабы и резервные пути”, — заключил эксперт.
По мнению ближневосточных военных, Кремль, помимо прочего, пытается извлечь выгоду из предполагаемого бездействия США и расширить свое влияние в регионе. В пятницу Сергей Лавров, министр иностранных дел России заявил, что Москва согласилась координировать свои военные действия в Сирии с Иорданией — с той самой страной, которая ежегодно получает от США около $ 1 млрд. помощи. Иорданская сторона подтвердила данный факт, сославшись на необходимость защиты своих северных границ.
В самой Сирии повстанцы оказались между двух огней — проасадовскими силами и боевиками Исламского государства (ИГ). Официальные заявления России сводятся к тому, что она борется именно с ИГ, а также с иными группировками, которые она называет “террористическими”. Тем не менее, недавнее исследование Reuters доказало, что более чем 80 процентов площадей, которые бомбит РФ, не контролируется экстремистами ИГ. Аналитики агентства приводят аргументы, согласно которым единственной целью Москвы в Сирии является укрепление режима Асада.
Тем не менее, пессимисты опасаются, что худшее для оппозиционных бойцов еще впереди, указывая, что нынешние атаки противника сосредоточены на стратегических направлениях. По словам оппозиционеров, на севере Алеппо разгромлены столь необходимые им крупные больницы и убиты несколько повстанческих лидеров. Удары асадитов направлены на ослабление инфраструктуры и руководящего звена оппонентов.
Активисты уверены, что оппозиции удастся выжить. Вопрос заключается лишь в том, каковы будут идеологические убеждения выживших.
“Оставшиеся окажутся либо слишком радикальными для Запада, либо слишком слабыми с точки зрения способности принимать самостоятельные политические решения”, — прогнозирует Хокайем, поясняя, что не-экстремистским противникам Асада с каждым днем становится все тяжелее удерживать влияние в инфернальных условиях сирийской мясорубки.
Один из неназванных бойцов, держащих оборону под Алеппо, косвенно подтвердил приведенное выше высказывание, заявляя, что все группировки, чьи убеждения отличаются бескомпромиссностью, остаются сравнительно невредимыми в ходе российско-асадовской операции.
“Люди, которые до сих говорят о демократии, переговорах и восстановлении — эти люди погибают”, — сказал он.
Эксперты ИС рассказали о провальных итогах российско-асадовской операции
Между тем, военные эксперты группы “Информационное сопротивление” (ИС)приходят к выводу, что “наступление сирийско-иранских войск при воздушной поддержке российских ВКС, мягко говоря, застопорилось”. Аналитики отметили “слабое взаимодействие” между составными частями проасадовских сил и отсутствие у них резервного компонента.
По данным ИС, командование наступательных сил не учло такие факторы, как резкое наращивание военной помощи в адрес повстанцев со стороны США и союзников, “трудности с тыловой логистикой”, сравнительная низкая эффективность российской группировки, плохая координация между силами Асада и Ирана, а также низкий моральный дух правительственной армии Сирии.
“Практические примеры из этого «наступления» говорят сами за себя, — резюмируют авторы доклада. — В течении последних двух суток только одна сводная иранская экспедиционная бригада потеряла 412 человек «советников» убитыми. Фактически — батальон «стражей» из КСИР (корпус стражей иранской революции), армейских «пенсионеров» и иранских «добровольцев». Суточное продвижение ассадовских штурмовых батальонов в районе Джабаар (северная часть Дамаска) составило аж 500 метров”.
Битва за Сирию
Согласно последним данным, сирийской оппозиции удалось захватить деревню к югу от Алеппо в результате интенсивных боев с режимом, сообщает арабское агентство Qasioun. В ходе перестрелки повстанцы уничтожили 2 цистерны проасадовских сил, что привело к многочисленным жертвам среди солдат режима. В этом же бою оппоненты Асад смогли уничтожить из артиллерийских установок укрепленные позиции противника в районе газовой станции. Кроме того, там же, под Латакией, противники режима в четверг уничтожили бронемашину армии Асада с помощью американского противотанкового оружия и убили, по их информации, 11 военнослужащих правительственной армии.
При этом повстанцы сообщают об участившихся случаях применения противником так называемых “дронов-камикадзе” — беспилотных летательных аппаратов, используемых силами Асада для атаки на оппозицию. За последнее время шесть БЛПА были использованы таким образом, в результе чего погибли или получили ранения шестеро бойцов группировки “Ахрара Аль-Шам”.
Беспилотные самолеты, скорее всего, запускаются с российской авиабазы в Латакии, однако, по некоторым данным, их могут использовать также Иран и шиитские боевики, особенно учитывая, что Тегеран в прошлом году сообщал о расширении своего арсенала дронов-камикадзе, которых он собирался применять против ВМС США в Персидском заливе. Данный вид оружия отличается сравнительно низкой стоимостью, технической примитивностью аппаратной “начинки” и простотой использования, что дает ему преимущество перед высокоточным оружием, управление которым требует высокой квалификации и опыта.
Ранее сообщалось, что сирийские повстанцы отбили очередную атаку на Алеппо со стороны сил режима Башара Асада. Активистам умеренной оппозиции удалось тогда отбросить наступающие проасадовские войска в этом районе и ликвидировать 35 солдат, 5 танков и 3 БТР противника. Отмечалось, что оппонентам действующего режима возле деревни Караси удалось сбить российский беспилотник.
Несмотря на яростное сопротивление, повстанцы не имеют ПЗРК для борьбы с авиацией и несут потери под ударами российских самолетов, которые в течение последней недели убили нескольких повстанческих командиров.
Фади Ахмад, один из спикеров повстанцев, заявил, что российские самолеты “атакуют тех, кто наносит им наибольший ущерб”, то есть группировки, входящие в Свободную сирийскую армию, возглавляемую бывшими офицерами Асада, которые перешли на сторону оппозиции.
Поступила также и информация о первых потерях среди российских военных наемников, сражающихся на стороне сил Асада. По меньшей мере трое бойцов РФ погибли и еще несколько были ранены в ходе сражений, заявил высокопоставленный военный представитель официального Дамаска во вторник. Ни сирийские, ни российские официальные лица пока не подтвердили указанную информацию.
Между тем, Рами Абдурахман, глава сирийского центра защиты прав человека, который следит за конфликтом, сообщил, что его источники в регионе подтвердили гибель россиян. По его словам, трое погибших являлись российскими добровольцами и не относились к регулярным соединениям. Источник со стороны Асада, знакомый с военными событиями в Сирии, заявил, что, по крайней мере, 20 российских бойцов находилось на посту в районе Наби Юнис, когда по объекту был выпущен снаряд.
Ранее сообщалось об активизации в России кампании по привлечению наемников для войны в Сирии. Компания, занимающаяся поиском добровольцев, выступает под неофициальным наименованием “ЧВК Вагнера”, члены которой ранее исполняли работу по “зачистке” территорий ЛНР и ДНР от излишне самостоятельных пророссийских оккупантов.
Зарплаты, предлагаемые наемникам, сравнимы с теми, что платились российским боевикам на Донбассе.
“При подготовке на полигоне – это 80 тысяч рублей в месяц. При выезде в командировку — 120 тысяч. При ведении интенсивных действий — 240 тысяч”, — передавал журналист слова своего телефонного собеседника.
Всего за три недели бомбардировок военная кампания РФ в Сирии унесла жизни 370 человек, треть из которых — гражданские лица, сообщила Сирийская обсерватория прав человека. Ниже представлена видеозапись, которая, согласно комментариям авторов, демонстрирует детей, которые пытаются спастись от российских бомбардировок в Сирии на специальной машине.
В статье использованы материал FT
Комментариев нет:
Отправить комментарий