Посадить коррупционеров: миссия выполнима?
1260 8 комментировать
Занимаясь ловлей винтиков в масштабных коррупционных схемах, сами схемы не искоренить – нужно браться за тех, кто их инициирует
Проблема тотальной коррупции абсолютно на всех уровнях власти является одной из самых болезненных для Украины сегодня.
Думаю, после второго Майдана у всех была искренняя надежда на то, что это позорное и оскорбительное явление будет вычеркнуто из жизни украинцев. Казалось, новые условия необратимо приведут к новой реальности. Однако со временем стало понятно, что активно используемый новопришедшей властью лозунг бескомпромиссной борьбы с коррупцией и нулевой к ней толерантности больше похож на профанацию, чем истинные намерения. К сожалению, я убедился в этом на собственном опыте, чуть более года занимая должность заместителя Генерального прокурора Украины.
Безусловно, одной из главных причин провала на этой стезе является полное отсутствие системного подхода к строительству современных институтов. Это неудивительно, поскольку десятилетиями закостеневшей бюрократии в Украине еще раз повезло: Майдан привел к смене власти, но не изменил ее суть. В результате мы опять получили перестановку одних и тех же фигур на шахматной доске. У власти снова оказались яркие представители синтеза остатков «совка» под сладким соусом коррупции. Коррупция процветает и внутри самих правоохранительных органов – в прокуратуре и судах в первую очередь. Пока чиновники всех уровней будут ощущать безнаказанность, пока их реально не начнут сажать, очистить систему не удастся. Сейчас мы видим лишь дела, возбужденные против «неугодных» нынешней элите - задерживают только тех, кого «разрешили» или «заказали» приближенные к власти люди, и то временно. Часто это используется как инструмент политических торгов, что только углубляет ситуацию.
Во главе почти любого государственного института в Украине на любом уровне власти, а особенно в правоохранительных органах, находятся мультимиллионеры, что по определению не совместимо с компетентным радикализмом, в котором остро нуждается Украина.
Мы видели множество примеров громких публичных разоблачений и задержаний, однако, по итогу они не привели к конкретным результатам. Так, за последний год ни один из высших чиновников не был привлечен к ответственности по коррупционным статьям о присвоении и растрате госимущества, злоупотреблении властью или взяточничестве. Если говорить в общем и целом, то примеры реального наказания за коррупционные преступления - крайне редкая практика в сегодняшней Украине.
У власти снова оказались яркие представители синтеза остатков «совка» под сладким соусом коррупции
Еще хуже дело обстоит, когда речь заходит о так называемых топ-коррупционерах. Мы так и не стали свидетелями хотя бы одного показательного случая конфискации их активов – ни украинских, ни зарубежных.
Вполне закономерно возникает вопрос – возможно ли сдвинуть процесс с мертвой точки? Что нужно предпринять, чтобы правоохранительный механизм быстро заработал слаженно, эффективно, во благо и на пользу граждан Украины?
По моему мнению, необходимые шаги вполне очевидны. Они были не раз озвучены и мною лично, и другими экспертами, но, к сожалению, пока не получили политического благословения от высшего руководства страны:
1. Очистить систему прокуратуры
Начинать нужно с самого высокого уровня – Генеральной прокуратуры, которая задает тон работе системы в целом. Назначение на руководящие должности на всех уровнях должно стать результатом публичного конкурса, где кандидаты будут представлять свое видение реформирования и оптимизации работы системы, и в последствии отвечать за каждый день своей работы, расписанный пошагово. Целесообразно также отдать проведение этого конкурса в руки международного совета прокуроров, состоящего из американских, европейских, канадских прокуроров. При этом всю политическую ответственность за реформу должен взять на себя президент Украины. Если предложенный им генпрокурор не справляется с поставленными задачами, он обязан менять исполнителя.
Также важно понимать, что ключевым моментом для привлечения компетентных честных сотрудников является достойная заработная плата, а также бонусная премиальная система. Постоянная демонстрация прокуратурой успешных примеров расследования уголовных дел, четкого и агрессивного антикоррупционного порядка дня, ежедневно наполняющаяся миллионами в результате успешной работы прокуратуры государственная казна, восстановление справедливости может резко увеличить доверие общества к работникам всей системы. Только тогда у преподавателей, врачей и других работников социальной сферы не будет возникать протеста против высокой заработной платы прокуроров. Начать повышать ее, хоть и не очень существенно, можно даже в рамках существующего бюджета, если продолжить активную работу по оптимизации численности прокурорских сотрудников, которую начала еще моя команда, а освободившиеся в результате этого ресурсы направить на увеличение финансовой мотивации сотрудников.
2. Снять честный бизнес с коррупционного крючка
В прокуратуре лежат тома «спящих» уголовных дел, открытых по самым незначительным предлогам. Они дамокловым мечом висят над бизнесом. Нужно как можно скорее упразднить подобную практику и попросту закрыть все хозяйственные дела, по которым последние три месяца не проводилось никаких следственных действий. Это будет также позитивным сигналом для существующих и будущих инвесторов, в которых сегодня крайне нуждается украинская экономика.
Я убежден в том, что прокуратура наравне с профильными министерствами может и должна бороться с нищетой и бедностью. Для этого должна быть разработана, политически одобрена и внедрена на национальном уровне соответствующая уголовная политика.
3. Создать инструмент для полного раскрытия коррупционной вертикали, вплоть до первых лиц государства.
Занимаясь ловлей винтиков в масштабных коррупционных схемах, сами схемы не искоренить – нужно браться за тех, кто их инициирует. Инструментом, который позволит добраться до них, является сделка о признании вины в коррупционных делах, предусматривающая норму вплоть до полного освобождения от уголовного преследования нижестоящих исполнителей в обмен на дачу показаний против вышестоящих чиновников. Такая модель отлично зарекомендовала себя в США, Израиле, Британии и других странах Европы. Кроме прочего, заключение сделки о признании вины, которая, кстати, утверждается судебным приговором, дает возможность за считанные дни или даже часы завершить уголовное дело. Эта система также способствует улучшению общего показателя и тенденций сотрудничества подозреваемого со следствием, тем самым увеличивая раскрываемость преступлений. Именно она способна нанести мощный удар по всей коррупционной верхушке.
4. Лишить коррупционеров возможности откупаться и сбегать от наказания
Нужно обязательно убрать залог как единственную меру пресечения по коррупционным делам и ввести взятие под стражу как альтернативу залогу. Залог должен остаться, но применятся исключительно по внутренним инструкциям и практическим рекомендациям. Нужны четкие критерии оценки финансового состояния каждого подозреваемого, его финансовых возможностей (соответствующие инструменты: доступ к общей базе данных, реестры, оперативная информация). Залог должен создавать дискомфорт подозреваемому и быть гарантией его сотрудничества со следствием. Миллион гривен для обычного украинца – это катастрофически много, а для самого мелкого миллионера – сущие копейки.
Для воплощения этих шагов в жизнь и, соответственно, усиления инструментария борьбы с коррупцией в Украине нужна помощь народных избранников, которые бы на законодательном уровне утвердили следующие инициативы:
1. Внедрение механизма гражданской конфискации как действенного инструмента наказания коррупционеров и, что очень важно, быстрого возвращения нечестно нажитого имущества в собственность государства. Сейчас в парламенте рассматривается законопроект о режиме специальной конфискации, позволяющий лишить человека права собственности без приговора суда. Это противоречит правовым принципам демократического государства. Поэтому лично я сторонник именно гражданской конфискации, при которой решение суда является обязательным. Схема следующая: после того, как прокурор получает обвинительный приговор против коррупционера за коррупционное преступление, параллельно он вносит гражданский иск против осужденного чиновника или связанного с ним лица, а ими могут быть домработницы, водители, няни, студенты, кумовья, тещи или подставные физические лица, на которых оформлены многомиллионные активы и недвижимость. Вышеупомянутые лица будут вынуждены в суде доказывать легальность происхождения активов, которые на самом деле им не принадлежат. В отличие от действующей статьи уголовной конфискации такой вариант поможет гораздо быстрее и гуманнее решить вопросы возврата незаконно нажитых активов в государственную собственность. Для этого не нужно будет отдавать отдельно каждое связанное лицо под уголовную ответственность. Что касается законопроекта, предложенного депутатами из Народного фронта, относительно режима спецконфискации, то из-за его популистской сути, в случае принятия, мы не только проиграем все суды против представителей режима Януковича в Европейском суде по правам человека, но еще и будем вынуждены платить многомиллионные штрафы негодяям и извинятся перед ними. Украина может оказаться в крайне неприглядном положении на международной арене.
2. Внесение изменений в уголовный процессуальный кодекс с целью убрать залог как единственную меру пресечения по коррупционным делам и утвердить взятие под стражу как альтернативу.
3. Внесение изменений в законодательство с целью расширения действия сделки о признании вины на тяжкие и особо тяжкие преступления. Это даст возможность раскрыть и искоренить целые преступные группировки, которые стоят над масштабными и давно существующими схемами и потоками, вместо единичных громких, но неэффективных, задержаний. Стоит отметить, что сделка о признании вины не предусматривает только условный срок или штраф. Это не является платой за свободу, а подразумевает, в случае активного сотрудничества, смягчение меры наказания в сравнении с минимально предусмотренной санкцией в Уголовном кодексе. В моей практике были случаи, когда с обвиняемым заключалась сделка о признании вины с сроком тюремного заключения 25 лет. Также были более простые случаи – например, когда виновный должен был отсидеть два года вместо положенных ему изначально девяти.
4. Улучшение технических возможностей и расширение полномочий Национального антикоррупционного бюро Украины. События последних недель вокруг НАБУ и ГПУ дали нам всем возможность отчетливо и ясно увидеть контраст между старой и новой системой. Предполагаю, что, соглашаясь на создание НАБУ, политическая верхушка страны не думала, что Бюро посмеет заниматься не только «одобренными» сверху делами.
Сейчас мы видим, что дела, над которыми работают детективы (по Онищенко, Чаусу, Кононенко и Мартыненко, «сахарному» прокурору и т.д.), серьёзно задевают интересы тех, кто еще вчера считал себя неприкосновенным. Сегодня они и их соратники уже не могут спать спокойно и иметь беспрекословные гарантии безнаказанности. За достаточно короткий срок, имея около 150 детективов, НАБУ сумело поднять немало резонансных дел.
Поэтому сейчас очень важно дать им возможность работать максимально автономно. В первую очередь это касается проведения негласных следственных действий (а именно, прослушки и снятия информации с каналов связи). Сейчас НАБУ не может проводить их самостоятельно и вынужденно сотрудничает с СБУ и Нацполицией. В парламенте зарегистрирован законопроект, позволяющий решить этот вопрос. По состоянию на сегодня он поддержан профильным комитетом, и я надеюсь, будет принят Верховной Радой. Думаю, обеспечение НАБУ отдельным, достаточно дорогостоящим, но эффективным, терминалом для оперативной технической службы будет каплей в море по сравнению с многомиллиардным «дерибаном» уплаченных нами налогов. Оно того действительно стоит. Как ориентир для дальнейшего развития НАБУ могут быть взяты аналогичные институции, действующие в восточноевропейских странах, Латинской Америке, Сингапуре.
Все зависит от нас: насколько мы сможем консолидироваться и заставить действующую власть сдать еще одну жизненно важную для них позицию во благо новой Украины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий