Говорят, что история человеческой цивилизации – это история войн, в результате которых постоянно менялась геополитическая структура мира: появлялись новые государства, совсем другие очертания приобретали границы стран, каких-то лидеров свергали, а их оппоненты получали все, одни державы сказочно обогащались, иные уходили в небытие.
Увы, процессы самоуничтожения продолжаются и сегодня: вооруженные конфликты возникают то там, то тут, и каждый имеет реальные шансы очень быстро перерасти в глобальный.
Война — это всегда гибель людей, кровь, страх, ненависть, героизм, предательство. Причины раздора разные: территориальные притязания или благосклонность прекрасной дамы, непонимание или неспособность решить проблемы за столом переговоров, жажда быстрого обогащения или доказательство собственной состоятельности.
Как правило, практически все противостояния отнюдь не спонтанны, ибо невозможно в одну минуту организовать захват, нападение, наступление, сражение. Даже наши пращуры, атакуя неприятеля копьями и стрелами, затем пищалями и саблями, обязательно намечали и согласовывали свои действия. Сейчас без четкого планирования, без тактики со стратегией вообще никуда, поскольку каждая из противоборствующих сторон хочет выиграть не только бой, но и эпопею.
А еще обывателям лучше не знать о колоссальных материальных затратах на вооружение в современном мире.
«Великий Пу» – банкрот?
Глубоко ошибается тот, кто наивно думает, что война на Донбассе началась полгода назад. Нет, эта трагедия ведет свой отсчет с конца второго тысячелетия, когда первый президент РФ произнес: «Я устал, я ухожу». Наверное, Борис Николаевич сейчас в гробу переворачивается от того, что творит его преемник, возомнивший себя «собирателем земель русских», который еще и кокетничает, как прыщавый подросток, мол, Россия без него не проживет, в надежде услышать восторженный вопль миллионов: «Да ни в жисть!».
Дремучие россияне просто не понимают, что без диктатора они могли бы тратить баснословные нефтедоллары на дороги, больницы, школы, что из-за него их открыто презирает весь мир, что их дети и внуки обречены расхлебывать эту крайне неприглядную кашу. О погибших «от инфарктов» вояках, которых государство не сподобилось даже похоронить по-людски, и их семьях и сказать-то нечего. Пусть этот кошмар преследует всю жизнь любимого вождя шестой части суши.
Вообще, все его потуги принудить партнеров по СНГ к вступлению в Таможенный союз, восстановить СССР, стать самодержцем etc заслуженно оценят в Гаагском трибунале. Там «великий Пу», из-за амбиций которого полыхает юго-восток Украины, превратится в сидельца. Увидите, что очень скоро его соотечественники будут вопить то же, что сейчас весьма душевно и выразительно кричат футбольные фанаты всего мира. Большего унижения придумать нельзя.
Вот что написал на днях умница Матвей Ганапольский: «Он поразительно смешон, потому что не видит, что ничем не отличается от корейских Кимов, впереди которых парады, а за спинами страна в руинах. Он не понимает, что выглядит как жалкий нищий, обидевшийся на жизнь за то, что есть кто-то сильнее его. Сильнее, потому что умнее и современней. Но он винит в своих комплексах и неумениях кого угодно, но только не себя. Он профукал богатство своей семьи и сидит в коробке на бордюре, а мимо едет Обама.
А у этого, в коробке, не хватает какого-то адекватного взгляда на самого себя, понимания, что он банкрот, и финансовый и политический».
Закономерный вопрос: за что псковские десантники, и не только они, воюют с братским народом? За неадекватные амбиции Путина? Но братья не убивают друг друга.
Петля для Киева
И все-таки - что послужило толчком к конфликту на Донбассе? Только давайте не говорить о неуемном желании русскоязычных граждан отделиться от Украины и об их защите от «правосеков» и «бандерофашистов». Это предмет якобы дискуссий на рашаТВ и повод для стенаний россиян, боготворящих своего фюрера.
На мой взгляд, причин несколько, причем, помимо нашего дрейфа в Европу и Евромайдана, остальные лежат в экономической плоскости. Камень преткновения – кровные интересы очень узкого круга лиц из ближайшего окружения самого известного дзюдоиста и вожака стерхов. Взаимоотношения Украина–Россия и Россия-ЕС в газовой сфере давно обострены до предела. В последние месяцы цена вопроса стала столь запредельной, что Москва поперла напролом, потому что у нее нет выхода. «Газпром» — кормилец всея Руси и ее правителя персонально может в обозримом будущем оказаться не у дел, а это крах всей системы, которую Миллер со своим хозяином кропотливо и с любовью выстраивали годами. Поэтому такой психоз.
Промежуточные итоги таковы: рубль падает до невиданных доселе рекордов, санкции душат, олигархи ропщут по-взрослому, интеллигенция устраивает марши против войны, груз «200» курсирует по всей необъятной стране. Знающие люди говорят, что это только начало. А их оппоненты — что могучей России все эти дела, как слону дробина. Правда наверняка где-то посередине. Но как ни убеждай жителей Воронежа и Костромы, Сахалина и Мурманска, что их держава сильна как никогда, достаточно одной экскурсии за пределы МКАД, чтобы убедиться в обратном.
Однако вернемся к газовому вопросу, слишком болезненному для российского президента со товарищи.
В 2003 (!) году он подписал «Энергетическую стратегию РФ до 2020г.», в которой четко расставлены точки над «i»: «Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики». Этот «инструмент» — постоянный шантаж, плохо скрываемые угрозы, агрессия, бряцание оружием — РФ весьма эффективно использует в своих отношениях с Грузией, странами Прибалтики, Беларусью, Украиной и всей Европой. Условия всегда диктовала она — жестко и нагло, надавливая на самые чувствительные точки. Об этом знают первые лица многих государств – от Саакашвили до Януковича. Но если другие в этих диких игрищах отделались испугом, то Украине досталось по полной.
Нашу страну, как и остальных игроков на газовом рынке, в начале 2000-х прикормили. Классический прием картежников — дать лоху выиграть первую партию, а потом обобрать до нитки. Мы крепко «подсели» на дешевый газ – 50 долларов за тысячу кубометров (цена до 2004 года) плюс оплата натурой за транзит. Проглотили эту наживку с удовольствием, тут же «переформатировав» практически все котельные и электростанции на голубое топливо, бросив за ненадобностью угольную промышленность на произвол. Эта чудовищная стратегическая ошибка и стала точкой отсчета в противостоянии на Донбассе. Именно тогда национальная безопасность Украины и была поставлена под угрозу.
Путин, будучи настоящим гэбистом, не спешил и не стал затягивать удавку сразу же. Он хладнокровно все просчитал и уверенно шел к своей цели. Зная, что собственная добыча газа в Украине составляет только четверть от потребности, нефти — 20% и что мы получаем около 85% углеводородов от одного источника, он после Оранжевой революции планомерно стал закручивать гайки (и вентиль).
И если до 2009 года Киев ценой неимоверных усилий как-то умудрялся договариваться, часто идя на уступки, то после Москва пошла ва-банк. Да, «ответ Чемберлену» был адекватным – мы прекратили транзит российского газа в Европу, заставив Россию идти на попятную, однако тот приснопамятный кризис стал лишь переходом к более жестким действиям. Мало кто знает, что уже тогда война была на пороге, но все завершилось фальстартом.
Впрочем, вскоре иезуитские задумки Кремля все же были реализованы: крайне невыгодные контракты, баснословные суммы «штрафа» за недобор и за несвоевременную оплату газа и т.д. А 21 апреля 2010-го Медведев и Янукович подписали договор, согласно которому мы получили скидку в 30% от закупки и транзита газа через нашу ГТС, при этом было продлено на 25 лет размещение Черноморского Флота РФ в Севастополе.
В конце 2013-го Российская Федерация, которой очень захотелось обрести статус сверхдержавы, начала решительное наступление. Оккупировав без единого выстрела Крым, ее президент объявил о денонсации харьковских договорённостей, поскольку, по его словам, полуостров стал частью России. Следующими по списку шли Донецк и Луганск, затем Харьков, Одесса, Херсон и так до Киева. Но произошел сбой. Ни блицкрига, ни победных салютов, ни всеобщего ликования не было и близко, хотя до этого все шло по плану.
Судя по всему, продвинуться дальше части двух оккупированных областей боевикам не удастся. Хотя взбешенный Кремль, привыкший лишь указывать другим, как жить, остановиться не может, все больше загоняя себя в тупик. Он не желает ни мира, ни стабильности. Он живет в своей системе координат. И банально мстит.
Надежда на… себя
Война на Донбассе — это расплата за нашу независимость, желание вступить в Евросоюз и пока только задекларированное стремление обеспечить энергетическую безопасность страны.
Второй вызов после войны – это экономика. Третий – зима. Эксперты утверждают, что «главная угроза этой зимы — не столько дефициты тех или иных видов энергоресурсов, сколько вероятность нанесения критического ущерба объектам энергетической инфраструктуры» — боевики чуть ли не ежедневно грозят взорвать ГТС.
Что касается энергобезопасности, ведь мы за 23 года ничего не сделали, чтобы переломить ситуацию в свою пользу (одни разговоры), абсолютно конкретные предложения, как решить проблему недостатка энергоресурсов, я изложил еще в июле в статье «Соскочить с «газовой иглы», или Энергетическую cвободу Украине!». Откликов было очень много, но не от тех, кто мог бы реально повлиять на положение дел. Похоже, что этими архиважными темами в стране никто не озабочен – выборы важнее.
За все в жизни надо платить. За собственную беспечность и недальновидность тоже. Хитроумному сценарию Кремля мы обязаны противопоставить свой.